РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 6 «02» ноября 2020 г. УТВЕРЖДЕНО Директор шкоды Г.К.Рослая приказ от'10.11 .^020г. № 306 V ■ . . •--'7 . ... ■.' V/л# ’х гп-,„* .Лбг ПОЛОЖЕНИЕ О ФОРМАХ, ПЕРИОДИЧНОСТИ И ПОРЯДКЕ ТЕКУТЦЕГОКОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ . 1. Общие положения 1.1. Настоящее разработано в соответствии с: • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ( с изменениями и дополнениями); • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» • Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Охотниковская средняя школа» Сакского района Республик Крым (далее ОУ) и регламентирует содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся ОУ по итогам учебного года» 1.2. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестации учащихся проводятся в обязательном порядке только по предметам, включенным в учебный план класса. 1.3. Текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию учащихся осуществляют педагогические работники в соответствии с должностными обязанностями, локальными актами и распорядительными документами школы. 1.4. Результаты, полученные в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся за отчетный период (учебный год, полугодие, четверть), являются документальной основой для составления анализа работы школы, отчета о самообследовании, других форм статистической отчётности. 1.5. Основными потребителями информации о результатах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся являются участники образовательных отношений: администрация школы, педагоги, учащиеся и их родители (законные представители), коллегиальные органы управления школы, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования и аккредитации, представители учредителя. • 1.6. Принятие Положения, а также внесение в него изменений и дополнений относится к компетенции педагогического Совета школы. Решение педагогического совета утверждается приказом директора. 1.7. Промежуточная аттестация обучающихся - это нормативно регламентированная деятельность педагогических работников и (или) иных должностных лиц 00, заключающаяся в установлении соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся планируемым результатам освоения образовательной программы на момент окончания учебного года и завершающаяся принятием решения о возможности, формах и условиях продолжения обучения аттестуемых лиц в данном 00. При проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся используются следующие понятия: Оценка - это словесная характеристика результатов любого действия обучающегося. Отметка - это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл) 1.8. 2. Текущий контроль успеваемости учащихся 2.1. Текущий контроль успеваемости учащихся представляет собой систему контрольных процедур, обеспечивающих систематический контроль за уровнем освоения учащимися тем, разделов, глав учебных программ, прочностью формируемых предметных знаний, умений, навыков, степенью сформированности у них универсальных учебных действий и ценностных ориентаций. 2.2. Текущий контроль успеваемости учащихся осуществляется учителем в течение учебного года на текущих занятиях и после изучения логически завершенных частей учебного материала в соответствии с учебной программой. 2.3. Текущий контроль успеваемости обучающихся в школе проводится: поурочно, по окончании темы (1-11 классы); по учебным четвертям (2-9 классы); по полугодиям (10-11 классы). 2.4. Периодичность и формы поурочного и тематического контроля: определяются учителями самостоятельно с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня общего образования, федерального компонента государственного образовательного стандарта, учебных программ по предметам, курсам, дисциплинам (модулям) индивидуальных особенностей учащихся, используемых образовательных технологий и отражаются в календарно – тематических планах, рабочих программах учителя. 2.5. Возможными формами текущего контроля успеваемости являются: Письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы; тестирование; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и др. Устная проверка - устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования и др. Комбинированная проверка - предполагает сочетание письменных и устных форм проверок. Проверка с использованием электронных систем тестирования, иного программного обеспечения, обеспечивающего персонифицированный учёт учебных достижений учащихся. 2.6. Текущий контроль успеваемости учащихся осуществляется: во 2–11-ых классах - в виде отметок по 5-ти балльной шкале по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах и баллах. В отдельных случаях, оговоренных ниже, допускается использование зачетной системы оценивания. За выполненную письменную работу отметка заносится в классный журнал в графу, которая отражает тему контроля. За сочинение, изложение или диктант с грамматическим заданием в классный журналы выставляются 2 отметки. Особенности оценки всех форм текущего контроля образовательных результатов обучающихся регламентируются критериями оценки образовательных результатов обучающихся. В рамках текущего контроля успеваемости по отдельным предметам предусмотрены обязательные формы контроля (письменные и практические контрольные работы). 2.7. При текущем контроле успеваемости учащихся применяется пятибалльная система оценивания в виде отметки в баллах: 5 баллов – «отлично», 4 балла – «хорошо», 3 балла – «удовлетворительно», 2 балла – «неудовлетворительно». балл «5» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала; письменные работы выполняет уверенно и аккуратно; балл «4» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ; отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускается серьезных ошибок; легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя; в письменных работах делает незначительные ошибки; балл «3» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы наводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую сформированы только на уровне представлений и элементарных понятий; балл «2» ставится, когда у ученика имеются представления об изучаемом материале, но большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных работах ученик допускает грубые ошибки. Знания, оцениваемые баллами «4» и «5», как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов и вытекающих из них следствий. 2.8. По русскому языку и математике отметка выставляется с учетом результатов письменных контрольных работ. 2.9. Для выставления отметки за четверть необходимо наличие 3-х или более текущих отметок при одном часе в неделю, 6-ти и более при двух часах в неделю. Полугодовые отметки выставляются при наличии 5-ти и более текущих отметок при одном часе в неделю, 10–ти и более - при двух часах в неделю и т.д. Если предмет изучается в объеме 1 час в неделю, то допускается оценивание предмета за полугодие. 2.10. Текущий контроль успеваемости учащихся, временно находящихся в санаторных и других медицинских организациях осуществляется в этих организациях, а полученные результаты учитываются при выставлении четвертных, полугодовых отметок. 2.11. Проведение текущего контроля не допускается сразу после длительного пропуска занятий по уважительной причине с выставлением неудовлетворительной отметки. 2.12. При выставлении неудовлетворительной отметки учащемуся, учительпредметник должен запланировать повторный опрос данного учащегося на следующих уроках с выставлением отметки. 2.13. При пропуске учащихся по уважительной причине более 70% учебного времени, отводимого на изучение предмета, при отсутствии минимального количества отметок для получения отметки за четверть (полугодие) учащийся подлежит текущему контролю на уровне администрации школы по индивидуальному графику. 2.14. Отметки учащемуся за четверть, полугодие выставляются на основании результатов тематического и поурочного текущего контроля успеваемости, за 3 дня до начала окончания четверти( полугодия) . 2.15. Четвертные (полугодовые) отметки выставляются на основе отметок, выставленных в результате поурочного и тематического текущего контроля успеваемости как округленное по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных учащимися в период четверти (полугодия) по данному предмету. Если средняя арифметическая отметка «2,5», «3,5», «4,5», учитель вправе учитывать результаты контрольных испытаний в течение четверти (полугодия). 2.16. По курсу ОРКСЭ вводится безотметочное обучение. Объектом оценивания по данному курсу становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию, которая проводится в виде проведения систематизированных упражнений и тестовых заданий разных типов. 2.17. Оценивание элективных курсов в 9-11 классах проводится по пятибалльной шкале в случае, если на курс отводится не менее 34 часов в год. Если курс краткосрочный, используется зачетная система.. 2.18. Текущий контроль в рамках внеурочной деятельности определятся ее организационной моделью. 2.19. Текущий контроль по четвертям (полугодиям) детей – инвалидов и учащихся, обучавшихся на дому, проводится по текущим отметкам. 2.20. Все контрольные мероприятия проводятся в рамках текущего контроля успеваемости во время учебных занятий и в рамках учебного расписания. 2.21. В случае невыполнения учащимся письменной работы по причине отсутствия учитель принимает меры по выполнению учащимся данной работы в пределах учебной четверти (полугодия). 2.22 Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года осуществляется без балльного оценивания. Основной формой текущего контроля успеваемости является мониторинг образовательных достижений обучающихся на выявление индивидуальной динамики от начала учебного года к его окончания с учетом личностных особенностей и индивидуальных достижений учащихся за текущий и предыдущие периоды. Результаты и динамика образовательных достижений каждого обучающегося фиксируется педагогическим работником в листе индивидуальных достижений по учебному предмету» 2.23.«Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксации достижений обучающихся в электронном журнале в виде отметок по пятибалльной системе, допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию» 2. 24.«В выпускных классах до конца третьей четверти проводятся пробные экзамены в форме ОГЭ, ЕГЭ по всем предметам согласно выбору обучающихся, целью которых является выявление затруднений учащихся и устранение пробелов в знаниях» 2.25.«Всероссийские проверочные работы используется как форма текущего контроля успеваемости и являются частью Графика оценочных процедур общеобразовательного учреждения» 2.26. «Результаты ВПР могут выставляться в электронные журналы и учитываются при выставлении итоговых отметок по предметам» 3. Промежуточная аттестация учащихся 3.1 Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется Федеральным законом «Об образовании (ст. 58 ФЗ, п.1). 3.2 «Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией» (ст.58 ФЗ, п.1). 3.3. Промежуточная аттестация проводится с 1 по 11 класс по всем предметам учебного плана (основные учебные предметы, курсы, спецкурсы, элективные курсы, факультативы) и по внеурочной деятельности. 3.4 Промежуточная аттестация представляет собой аттестацию обучающихся в конце учебного года по каждому изучаемому предмету и соответствует годовой отметке. 3.5 «Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью» (ст.58 ФЗ, п.2). 3.6 «Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность» (ст.58 ФЗ, п.3). 3.7 «Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. 3.8 «Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам». 3.9 «Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия». 3.10 «Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации». 3.11 «Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно». 3.12. «Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану». 3.13. «Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации». Формы промежуточной аттестации являются следующие : (Ст.58 ФЗ (п.2-10) 1) Безотметочная (1 класс, ОРКСЭ): В 1-ом классе при промежуточной аттестации используется качественная оценка усвоения образовательной программы без фиксации достижений обучающихся в информационной системе «Электронный журнал» в виде отметок». По курсу «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе водится обучение без отметок. Объектом оценивания по данному предмету становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. По итогам учебного года выставляется в электронном журнале «БО» (без оценивания). 2) Отметочная (соответствует годовой отметке). 3) Бинарная (физическая культура, музыка, изобразительное искусство, спецкурсы, элективные курс): «зачтено»/ «незачтено» 4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧЕНИКОВ С ОВЗ 4.1. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ОВЗ включают: -особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ; -привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); -присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; -адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ: 1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; 2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; 3) в дополнение к письменной инструкции к заданию при необходимости она прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; - при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению, картинный план и др.); - при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); - увеличение времени на выполнение заданий; - возможность организации короткого перерыва (10-15 минут) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения. 4.2.Освоение адаптированной основной образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), сопровождается промежуточной аттестацией обучающегося, проводимой в формах, определенных учебным планом, в том числе с учетом рекомендаций психолого - медикопедагогической комиссии. 4.3. Формы промежуточной и итоговой аттестации, в том числе текущего контроля успеваемости, устанавливаются с учетом психофизиологического состояния обучающегося. Форма контроля должна отражать, насколько достигнута цель обучения на каждом занятии. Не допускается завышение оценок обучающимся во избежание формирования ложных представлений о результатах обучения. 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5.1.Результаты промежуточной аттестации оформляются в виде годовой отметки в электронном журнале. 5.2 Сведения о результатах промежуточной аттестации доводятся до обучающихся и их родителей (законных представителей) в течение двух дней с момента проведения промежуточной аттестации посредством электронного журнала и электронного дневника обучающегося. Сведения об академической задолженности обучающегося доводятся до их родителей (законных представителей) в течение 2х дней с момента образования задолженности в форме письменного уведомления (приложение 1). 5.3.Родители получают доступ к информации о ходе образовательного процесса, результатах промежуточной и итоговой аттестации обучающихся через электронный дневник, связанный с электронным журналом, или посредством индивидуального обращения к педагогу, проводящему соответствующие занятия, классному руководителю, уполномоченному представителю администрации. Доступ родителей к классному журналу в бумажном виде возможен только в присутствии лиц, уполномоченных вести журнал или контролировать его ведение. 5.4.Выписка из классного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации предоставляется по заявлению совершеннолетних учеников и родителей (законных представителей) несовершеннолетних учеников. 5.5.На основании положительных результатов промежуточной аттестации обучающиеся переводятся в следующий класс. 5.6.Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью (ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), 5.7.Условный перевод в следующий класс - это перевод обучающихся, не прошедших промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющих академическую задолженность, с обязательной ликвидацией академической задолженности в установленные сроки. 6. ЛИКВИДАЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 6.1.Обучающиеся имеют право: -пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности, не включая время болезни обучающегося (ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»); -получать консультации по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям); -получать информацию о работе комиссий по сдаче' академических задолженностей; -получать помощь педагога-психолога и других специалистов ОО. 6.2. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) предыдущего учебного периода в сроки, установленные приказом руководителя ОО. ОО при организации ликвидации академической задолженности обучающимися обязана: -создать условия обучающимся для ликвидации академических задолженностей; -обеспечить контроль за своевременностью ликвидации академических задолженностей; -создать комиссию для проведения сдачи академических задолженностей (промежуточной аттестации обучающихся во второй раз). 6.3. 6.4. Родители (законные представители) обучающихся обязаны: -создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности; -обеспечить контроль за своевременностью ликвидации обучающимся академической задолженности; -нести ответственность за ликвидацию обучающимся академической задолженности в сроки, установленные для пересдачи. 6.5. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз в 00 создается соответствующая комиссия: -комиссия формируется по предметному принципу; -количественный и персональный состав предметной комиссии определяется приказом руководителя 00 (или структурного подразделения (предметного методического объединения, кафедры)). В комиссию входит не менее трех человек. 6.6. Решение комиссии оформляется протоколом об итогах промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) (приложение 2) 6.7. Обучающиеся, не ликвидировавшие академическую задолженность по образовательным программам соответствующего уровня общего образования в течение года с момента ее появления, по усмотрению их родителей (законных представителей) и на основании их заявления могут быть: -оставлены на повторное обучение; -переведены на обучение по АООП в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК); -переведены на обучение по индивидуальному учебному плану (в пределах осваиваемой образовательной программы) в порядке, установленном Положением об индивидуальном учебном плане ОО. 7. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСТАВЛЕННЫХ НА ПОВТОРНОЕ ОБУЧЕНИЕ 7.1. Контроль успеваемости обучающихся, оставленных на повторное обучение, проводится педагогическим работником в общем порядке. 7.2. Промежуточная аттестация обучающихся, оставленных на повторное обучение, проводится педагогическим работником по тем учебным предметам, по которым обучающийся имел академическую задолженность в предыдущем году обучения. По остальным учебным -дед четам засчитываются результаты промежуточной аттестации '.дающегося, полученные в предыдущем году обучения, если иное не смотрено индивидуальным учебным планом.